Мутные воды, 45/15 или 30/10

27-28 июля

Прилетели в Петропавловск-Камчатский. Первая простейшая задача выполнена на 75% — Кип перепутал аэропорт, и кочевряжится теперь. Мы будем ждать его на так называемой Клешне (лагерь с водой с южной стороны Толбачиков). Перед тем как начать двигаться к северной группе вулканов за полдня в городе решили оставшиеся оргпроблемы. Купили газ для горелки, а также большой перцовый баллон и петарды для медведя. В Елизово недалеко от аэропорта получили разрешение на посещение природного парка. Переложились более равномерно по рюкзакам. Смотрели с гаражей на Авачинскую бухту. Окончательно договорились о заброске. Ночевали в съемной квартире на Абеля, которую хозяйка хостела держит, чтобы хостел реально никогда не открывать (не уверен, что он существует вообще). Очень близко к автобусной станции.

За 8 с половиной часов доехали на душном дребезжащем рейсовом автобусе до Козыревска, где нас и еще двоих товарищей ожидали четверо геоботаников, которым забрасываться туда же примерно. Изучают они то, как растительность возвращается в места, измененные извержениями. Еще 4 часа едем на вахтовке непосредственно до лавовых полей – два брода, но колея накатана хорошо, так как возят часто. Еще не выехав из леса, видим край языка Толбачинского извержения 2012-2013 года – лава утекла реально далеко от места прорыва, чуть ли не на 15 километров. Реальные ее объемы на порядки больше, чем думалось изначально. К 21.00 и закату оказываемся на той самой Клешне. Вокруг черные конуса, черный пепел, желтые палатки, два домика, относительно много людей и евражки (берингийские суслики). Последние, как это ни прискорбно, здесь в основном живут на органических отходах предпоследних. С другой стороны, живут же. Главное, здесь есть вода, так как через пепел люди докопались до питаемого снежниками ручья. Толбачиков толком не видать – облачно. Из-за Кипа Шереметьевского, который при удачном стечении обстоятельств появится 29-го вечером, спим втроем в маленькой двушке. Ну зато палатка нагревается одним сдержанным выдохом.

29 июля

Весь день налегке шляемся по конусам и лавовым полям. Застывшая лава показывает себя как достойный противник – очень острые чешуйки и иголки – порезали пару рук. Кроме того, много где верхний свод проваливается в пустоту метра на 4-5 до нижнего лавовода. Все уже конечно застыло давно, но в ближе к средней оси языка видны фумарольные дымки. До них не дошли, так как страшновато. Плоский и Острый Толбачики совершенно чисты от облаков – можно было бы взойти на Плоский, но решили уж дождаться четвертого.

Конуса стоят в ряд – высотой метров по 300-400. Лазать интересно, хотя они в целом и более или менее однообразны. До так называемого «мертвого» леса, который ближе к прорыву 1976 года не пошли – видели лишь издалека. И без этого сделали порядка 30 километров – акклиматизируемся к ходьбе под рюкзаком. На старте вес получается порядка 35-36 килограмм, что на самом деле многовато. Постараемся все тяжелое съесть в начале. Вот, например, ужинаем луком со сгущенкой.

Кип к вечеру объявился, пройдоха. Доехал через автобус на Мильково, оттуда нашел такси до Козыревска, оттуда с попутной вахтовкой к нам.

Весла наши здесь конечно вызывающе смотрятся.

30 июля

Рано утром – в облаке. К позднему утру раздувает, но Толбачик сильно занавешен, поэтому решаем выдвинуться по маршруту. Обходим восточный язык лавы с юга и идем на север левее вулкана Большая Удина. Стараемся не заходить в зеленку совсем, потому что она выглядит совсем уж непроходимо. Известно, что люди зачем-то переходят через заросли на правый по движению берег ручья Перевальный (видимо, там меньше притоков), но мы прем слева повыше. Там же бродим красивую речку с водопадами и каньоном. Я чуть не утопил один из Теминых берцев, перебрасывая его на другой берег. Вид на долину реки Толуд рождает в голове какой-то первобытный настрой, желание поклоняться силам природы и памяти далеких предков – не уверен, впрочем, вряд это необходимо в нашей конкретной ситуации. Сделали 7 ходок в режиме 45 ходьбы / 15 отдыха – пока что тяжеловато заходит. Скромно пожгли плавник, собранный по ручьям, также здесь можно жечь подсохшие корешки какой-то травы – уничтожение всегда улучшает настроение.

31 июля

Утром – опять облако. Делаем пологий и относительно тягомотный перевал Толуд, после чего пересекаем долину реки Правый Толбачик. Идется хорошо – низкая трава без стланника, иногда курумник сухих ручьев, а так относительно ровно. Примерно в середине вулканического треугольника Плоский Толбачик-Большая Удина-Овальная Зимина встречаем подряд двух медведей и двух французов. С первыми расходимся за 150-200 метров – большие, разноцветные. Мы видели их, а они нас. Французов избегать не стали, обсудили с ними косолапых – ради именно этой ситуации Тема в школе учил французский. Ходят с колокольчиками.

Вечером встаем после главного взлета к перевалу Толбачинский с мощным видом на пройденную долину, высокий водопад и следы с когтями 60-го размера. За перевалом в прорывах облаков виднеются вершины Камня и Ключевской. Там явно дует очень сильный ветер.

Горячо спорили про преимущества и недостатки режимов 45/15 и 30/10. В первом сложновато выдерживать 45 физически, второй мне лично не нравится малостью 10 минут — не успеваешь переключиться с ходьбы эмоционально даже.

1 августа

Утром впервые не облако. Пройдя через пару снежников, делаем перевал Толбачинский и спускаемся на так называемое Марсово поле. Название верное – слова ни добавить, ни выкинуть. Набираем и носим как выясняется многовато воды – ожидали серьезное снижение ее доступности с этой стороны от Толбачиков. Что ж, это было заблуждением, добавившим нам по 2-3 кг к рюкзакам — тренируемся.

Леха нашел место, где можно кричать имена актеров, чтобы им потом Оскар дали — многоступенчатое эхо проникает внутрь к киноакадемикам.

С Марсова поля некоторое время ищем перевал Плотина, чтобы пройти гряду между вулканами Безымянный и Овальный Зимина. Разведка не дала понимания, стоит ли соваться вообще на гряду с тяжелыми рюкзаками, поэтому обходим ее всю с севера через перевал Безымянный. Прямо за ним встаем лагерем.

Сегодня встретили достаточно много людей. Поузнавали, кому что известно про Большую Хапицу и ее слияние с Камчаткой. В общем, известно мало, но вроде идти по ней можно. Получится ли выйти с нее в Ключи, неизвестно. Зато узнали про Безымянный примерно следующее:

Знаменитое катастрофическое извержение вулкана 30 марта 1956 г. выделено Г. С. Горшковым и Г. Е. Богоявленской в самостоятельный тип — «направленный взрыв» или «тип Безымянный», который признан мировой вулканологией («directed blast», «lateral blast», «type Bezymianny»).

Пожалуйста, давайте называть вещи своими именами. Вот со мной, кстати, и Игорь Владимирович согласен.

2 августа

После рассвета снова ясно и ветрено – мошки нет совсем. Идеально размазывает. Спустившись с перевала, идем по хайвею сухой долины. Поверхность – песок с камнями, изрезанный старыми руслами. Примерно до домика Плотина есть чистая вода в ручьях, натекающих со снежников, но далее начинается настоящая пустыня и вообще Безумный Макс. Песчаные буруны, миражи и жесточайшие восходящие потоки, рвущие облака, которые слетают с Ключевской и Камня. Идем феноменально быстро, но мало по времени, так как очень приятно, и есть на что поглазеть. Впереди постепенно открывается дальний зеленый край долины Большой Хапицы, но до туда еще более 30 километров. Здесь же пустыня ловит маленькие ручейки где-то под песком и они стекаются в пару больших каньонов глубиной 35-50 метров, которые далее должны образовать Сухую Хапицу, по которой мы и планируем идти дальше. Ближе к вечеру с трудом пересекли один такой и броданули поток – здесь уже мутный, очень быстрый, несущий камни и на глазах сильно меняющийся по сбросу воды.

Приближаясь к нужной нам реке, все больше говорим о медведях, которых там явно в разы больше. Если уж здесь следы мы видим постоянно, там похоже придется перманентно взаимодействовать. Пустыня постепенно превращается в кустыню – на порядок увеличивается количество комаров и мошки. Начиная отсюда, мы идем не по абрису или отчету, а всецело по карте и здравому смыслу, потому что релевантных отчетов найти не удалось. Условия, которые нас ожидают на подходе к Большой Хапице мы не очень представляем, как и течение ее самой. Это не первопроход конечно, и опасности особой нет, но некое исследовательское ощущение мы явно испытываем. Не очень понятно по чистой воде, проходимости бушей, возможно ли идти прямо руслом Сухой Хапицы или Голубельной. Обсуждается три основных варианта, почему нет отчетов: туда сложно добраться, там нечего делать, потому что и реки то нет, или оттуда просто не возвращаются. В общем, любой нас устраивает.

Часть дня за нами по пустыне шла лиса, пытаясь гипнозом внедрить в наши сознания мысль, что хорошо бы двинуть коней либо на крайняк оставить один рюкзак, но вообще мол мне совсем не интересно, но вообще я и сухари как бы люблю и вообще привет. Вечером десяток каких-то перепелов взлетели прямо из под ног. Также радуют большие хищные чемоданы по типу орлов.