Баксанский душитель

Ну что же, в двух словах, на вершину Эльбруса мы с Федей не взошли, но солнца и снега хлебнули хорошо. Гора, будучи старым вулканом, топорщится над всем Кавказом, да и что уж там, всей Европой на 5642 метра своей западной вершиной и на 5620 восточной. План был — прилететь 30-го в Минводы, доехать до Терскола и оттуда плавно пойти вверх, набирая акклиматизацию, чтобы числа 6-7-го мая штурмануть вершину по классической схеме с юга. В эти же числа на том же южном склоне проводится Elbrus Red Fox Race, где бешеные поджарые собаки люди забегают на 2 км по вертикали за 3,5 часа, поэтому на верхней части размечают трассу стойками, которыми мы планировали воспользоваться, как и здравым смыслом, картой, навигатором и всем остальным. Ну и в общем все перечисленное удалось, кроме вершины.

В первый день, отметившись в Терсколе в МЧС и взяв недостающее оборудование в прокате Культур-Мультур на повороте на Чегет, дошли до поляны Азау, которая не поляна, а поселок с гостиницами, кафе, прокатами и в общем всем необходимым. Баксанское ущелье сносит бошку — горные горы и кавказский Кавказ, в частности 5-километровая тропа Чегет-Азау — очень хороша. Ночевали прямо у р.Баксан. Высота 2400 — в интернетах пишут, что у некоторых людей уже на ней начинаются какие-то приколы со здоровьем и давлением, но у нас все путем. Дышится свободно, переход с рюкзаками, пусть и с небольшим набором и уклоном дался легко. Даже вечером все вокруг так ярко, что без очков почти не посмотришь по сторонам — глаза вытекают.

На следующее утро погода попросила нас не расслабляться и идти уже вверх быстрее от мокрого снега и дождя. Шлось опять сравнительно легко, хотя уклон ощутимый и где-то выше 3000 метров дыхание и сердцебиение учащается казалось бы без всякой на то причины. Поднялись до станции Мир и даже чуть выше. Встали в укромном месте на скалах. Прогулялись немного выше, чтобы акклиматизироваться по принципу «ходи высоко — спи низко». К вечеру в головах шумит, а меня даже немного плющит.

Ночью Федя утверждает, что кто-то крадется вокруг палатки — я думаю, что вот он творческий эффект разреженного воздуха и баксанского душителя, потому что слышу тишину. В итоге, выйдя на улицу, вместе с безумными звездами вижу глаза, которые смотрят из-за скал, а потом убегают. Что это за глаза железобетонно станет понятно несколькими днями позже на высоте 4900.

Следующий день дает понять, что лучше погоды в году примерно нет. Мы поднимаемся уже достаточно высоко, чтобы было хорошо видно значительную часть хребта, причем уже почти сверху. Доходим до Бочек и идем выше до уровня выше Гарабаши, где встаем примерно на высоте 3900 за синими вагончиками. Тут высота уже достаточно сильно влияет — мощность тела значимо уходит, ощутимо тупишь над простыми задачами, типа завязать ботинки и найти очки, сделать еду. Мысли водятся в голове строго по одной, все люди становятся заметно медленнее, у некоторых даже взгляд такой немного стеклянный (через очки так уж вообще). Прогулялись выше до Приюта одиннадцати. Отсюда уже видно без помех весь взлет, траверз восточной вершины — Косую полку, начало седловины и ледниковое поле, куда нежелательно срываться, потому что там трещины. Западная вершина очень притягательно выглядит.

На четвертый день налегке добегаем между скальных гряд до верха скал Пастухова — это 4800-4850. Тут уже сильно дует ветер, под снежным покровом довольно близко лед — без кошек идти не очень хорошо, а мы их оставили в палатке, как и ледорубы. Федя сгонял повыше еще. Спускаемся обратно — видно Грузию. Вечером замечаем над западной вершиной линзовидное облако — верный признак прихода плохой погоды. Спится на 4000 уже немного похуже — неглубоко, иногда голова вспоминает, что мы на высоте и ноет или стреляет. Но в целом, самочувствие бодрое. Беспокоит лишь прогноз на ближайшие дни — а он по всем признакам не очень, причем надолго.

Непогода заключается в сильном ветре, снеге и низкой видимости. Кроме того, опускается давление примерно на эквивалент 200-250 метров подъема вверх — это ощущаешь нутром. На скалах Пастухова на следующий день своя атмосфера:

По всей видимости, вот такие глаза прятались в ночи. Что они ищут на высоте 5000 метров? Очевидный ответ: идут за кошками, которые тут у всех на ногах.

Еще два дня ждем погоды и рассматриваем ожоги рож с первого дня, тупим на высоте, развлекаемся с палаткой, спускаемся передохнуть в Азау, но в итоге все же, деморализованные прогнозом, сдаемся. Как выяснилось, позже окно погоды все-таки появляется и некоторые товарищи, с которыми мы познакомились, в частности Капитан Хардрок он же Хардкор, восходят 7-го числа в переменную облачность. Но мы еще тоже когда-нибудь взойдем. Ведь самый ценный опыт получен: в буран очень важно закрывать карманы на пуховке.