А дальше будет дальше, стань камнем

Дима И. — очень крутые фотографии на краю плато:

26 июля

После вчерашнего довольно лениво встаем. К моменту выхода с северо-запада к нам начинает подкрадываться черного цвета фронт с молниями. Немного ностальгируем по нашему любимому перевалу Кар-Кар на приполярном Урале, где мы встряли ночью. Разворачиваем весла лопастями вверх – типа обманули электричество. Но самую непогоду утягивает в долину, а нас утягивает в путь. Не встретились.

Идем весь день по крупному курумнику, иногда вылетая на гравийные хайвеи, где можно даже контролировать не каждый шаг, но иногда форсируя болотные места, где вода — прямо под верхним тонким слоем гравия и камней – этакие зыбучие поляны. Обходим под вершинами пологие горы на плато. Суровые окрестности.

Из еды сэкономили уже два пакета сушеного мяса. Вообще, едим так: утром каша и хлебцы с сыром и копченой колбасой, иногда чай. Днем – 1 единица сладкого, шоколадка либо щербет на одном из привалов + несколько карамелек в пути. Вечером – крупа либо макароны с сушеным мясом + остаток сладкого с середины дня + чай. Это все довольно питательно, но мы чувствуем недостаток сладкого – его хочется почти все время. Немного мечтаем о том, как разживемся второй половиной еды на базе Жориного Андрея Никулина.

Перешли приток р. Большой Хонна-Макит. Стоим вечером около безымянного озера. Пасмурно и ветер.

27 июля

Выход немного отложили из-за утренних наблюдений за погодой – сильным порывистым ветром по плато несло облака, а на перевале, куда нам нужно было идти, лежали грозовые тучи. Наконец, дождались прихода оленя, и вышли, так как тучи унесло. На следующий раз, думаю, мы уже просто пойдем, не глядя на погоду – надо бы двигаться побыстрее.

Хотя идем все-таки достаточно быстро в таком темпе: час хода, 15-20 минут сидим и т.д. Так 7-8 ходок в день. С каждым разом идти становится все легче, как мне кажется – привыкаем к режиму и едим еду со спины. По пути видим много следов и костей оленьих. При ходьбе голова пуста абсолютно, вернее, заполнена маленькими сиюсекундными делами, по типу, выбора позиции ноги.

Одно из самых веселых дел на перевале – смотреть на карту. Это почти как телевизор. Можно водить по ней пальцами. Находить ориентиры вокруг, оценивать скорость передвижения, представлять, что нас ждет за ближайшей горой.

Довольно просто описать все объекты, встречающиеся на пути – камни, снег, вода, трава. Бывают маленькие желтые маки и незабудки. Но эта скудость постепенно наполняется смыслом: камней могу уже штук 10 разных типов описать, разделив на основе особенностей ходьбы по ним. Эти особенности чувствуют и мои ботинки – они развалились во второй раз уже, поэтому я полночи шью их, укрепляя тезой, стропой, матерыми нитками, стяжками и резиновым клеем. Весь ремнабор пригодился почти. Ребята, верю в вас.

Стоим вечером около озера в форме зуба. Вдалеке виден глубокий каньон реки Бунисяк(?).

28 июля

Не то, чтобы много есть, о чем писать. Ежедневные задачи у нас довольно типовые. Удовлетворение доставляют медитативность окружающего мира и длительный физический труд. Голова поехала в отпуск.

Весь день – сильный ветер и моросит. Делаем один сравнительно интересный брод, не замочив ноги. Броды – отличное развлечение, так как требуют особого контроля над телом с учетом парусности и сложенности рюкзака, ветра, течения, надежности и скользкости камней. Короче, реально интеллектуальная задача на контрасте с остальными.

Кроме того, делаем два перевала. С вершины первого нам открывается вид на глубокий каньон с солнцем и на второй перевал. И выглядит он реально высоким. Делаем его вечером под дождем, погуляв по снежнику и альпийского вида минилугу над ним, раза в два быстрее, чем ожидали. Ночуем прямо под перевалом, откуда уже видно начало озера Длинное.

А я очень рад балансу мокрого дождя и иссушающего ветра в отсутствие костра. Можно сушиться прямо во время дождя.

Начинаем подозревать, что газ кончается быстрее, чем мы планировали. Теперь чай по возможности не пьем, суп и подавно не делаем.

Настолько привыкли к палкам, что вечером, когда снимаешь рюкзак, приходится немного заново учиться держать равновесие, а руки сами сгибаются в локтях и двигаются в противоход ногам.

29 июля

Тяжеловесно спускаемся с перевала, так как нам препятствует крутость терасс. Приходится попыхтеть. Спуски по осыпям – мое третье нелюбимое дело в походе (после намокания жопы и мошки в глазу).

Видим большую скалу-зуб в каньоне посередине реки (30-35 метров в  высоту).

Как я уже говорил, за часы ходьбы осознаешь довольно мало вещей, потому что, в общем, все сознание занято поддержанием равновесия и в прямом смысле управлением ногами – развиваем мозжечок. Но одну мысль успеваешь обдумать и осознать в полной мере: типы и преимущества поверхностей на плато. Всего их около 10 типов:

1. Травянистое болото
  2. Каменистое болото
  3. Сухой мелкий гравий с ягелем (хайвей)
  4. Битые мелкие камни, остро торчащие в хаосе
  5. Камни до 60 см в битом мелком камне
  6. Камни до 1,5 метров с неглубокими щелями между
  7. Большие камни с глубокими щелями
  8. Огромные камни на склоне с невъебенными щелями (3-5 метров на 3-5 метров)
  9. Осыпающийся склон с разными камнями
  10. Брод
  11. Снежник

Номера 3 и 6 – это праздник скорости. 2, 4 и 9 – этого круто избежать, 10 и 11 – развлечения.

Убедились в том, что газ кончается все-таки быстро, поэтому  хотим в лес. Хорошая новость, что в текущем темпе ходьбы еды у нас вроде бы хватает. Если сюрпризов не случится, пайки урезать не понадобится.

На 9-ый день похода одни и те же лица на фоне тундры уже немного мозолят глаза и разум. Хорошо, что нас  6, а не меньше. Стоим около озера под перевалом, за которым по идее открывается вид на долину р. Хихикаль-Икэн.

30 июля

Сегодня сошли с ума и сделали 9 ходок, что позволило спуститься с плато к реке Листвянке. Прошли порядка 20 километров, но с небольшим крюком, так как немного переоценили крутость спуска в долину. Похоже, этот рекорд мы уже не побьем до конца похода. Не очень-то и хочется побивать, если честно.

Непосредственно спускались/слезали по достаточно крутым ступеням. Иногда приходилось ложиться и немного блуждать между огромных валунов. Даша нашла головой нависающий камень, но, кажется, рассудок сохранила. Дима по пути где-то потерял среднюю секцию своего весла. Мистика. Ощущаем себя профессионалами ходьбы. Увидели впереди берег Токингды. Как же хочется туда – там можно будет не идти, а течь.

В долине ощутимо теплее и больше гнуса, зато мы с большой радостью жжем огонь. Теплая вода внутрь дает нам прекрасное настроение. Как всегда, вокруг чумовые виды, но чуть ли не самые сильные эмоции доставляют позитивные сдвиги в быту. Ну, ничего, вернемся — посмотрим фотки, и всплывет, придет осознание).