А дальше будет дальше, ищем путь наверх

Тут дневник пока начнем. Фото — Дима И., Федя Ш., Жора С.

19-20 июля

В 8 вечера за 2,5 часа до вылета встретились с ребятами во Внуково. Нас провожают Саша Исайчев, Лида, Аня и Жорина мама. Быстро сдали багаж и оплатили перевес (21 кг на всех). У Феди рюкзак – почти 18 кг – он явный претендент на звание главного легкохода и аскета.

Постепенно понимаем, что начинается долгожданное путешествие. Как всегда, из-за повсеместной спешки городской жизни не верится, что вся рутинная ежедневная хрень прямо вот сейчас резко оборвется. Довольно долго стоим в автобусе на летном поле и обсуждаем странные вещи – пути назад нет. Я даже волнуюсь немного.

4 часа полета – и мы уже садимся на аэродроме Алыкель под Норильском (посадка не совсем мягка – немного покозлили по полосе). В зале прилета нас встречает предельно резко воющая сирена. Стоит ли говорить, что ни единый человек не обращает на это внимания. Это заполярная норма. Да и вообще нормальный родной подход. Против мошки может?

Здесь 7 часов утра – мы встречаемся с водителем Олегом. Он по дороге в Норильск рассказывает про все заводы и трубы на пути, экспериментальный участок дороги, который не продержится и двух месяцев и уплывет в мерзлоту. Потом резко в трех предложениях описывает всю свою жизнь, потом бескомпромиссно кормит голубей бешеными объемами пшена.

В Норильске мы купили газовый баллон для горелки и позавтракали/пообедали в отличной столовой, где порция супа – это больше, чем порция супа. Горка для детей на развалинах. Норильск – город-призрак, только люди почему-то не пропали. Дым и трубы.

Уплываем из порта Валёк, по пути узнав, что воды очень много, сейчас тепло, а также познакомившись с  Сергеем, который директор рыбзавода, а для нас – посредник по заброске на Ламу. На катере КС плывем 7,5 часов. На палубе одновременно жарко/холодно/мокро/сухо от дизеля и природы. Весело сидим на корме за кабиной, а патом в маленькой каюте (когда начинается проливной дождь).

Идем сначала вверх по реке Норилка, по озеру Мелкое (где штормит и бьют молнии), потом по озеру Лама. Видны горы на краю плато, покрытые сотнями огромных снежников. Доплываем до кордона Крашенникова (сумасшедшего, в плохом смысле этого слова, уфолога с конским хвостом), где переговоры об отсутствии у нас разрешения на то, чтобы зайти в заповедник, заставляют нас отказаться от плана подняться на плато по долине реки Хойси. Попробуем зайти по долине реки Омон-Юрях – мы неконфликтные и нам море по колено. Выбрасываемся с катера в 5-7 км ниже по озеру.

Полярный день и солнце в полночь – тупим у костра. Безумная тишина и приятные ощущения изменения ритма жизни.

21 июля

Выходим по берегу в сторону Омон-Юрях – до нее 15-18 км. Первые 3 километра проходим бодро за час с небольшим. Курумник чередуется с болотами. Трекинговые палки – это как третья и четвертая нога, для одноногих – вторая и третья. Андрей купнулся в озеро боком и в одежде с рюкзаком – так теплее.

В какой-то момент после левого поворота озера мы понимаем, что возможно легче плыть, чем идти все же, плюс это хороший шанс опробовать лодки. У нас на шестерых 4 пакрафта, к которым я отношусь с подозрением, и одна байдарка-двушка Налим-300, к которой я отношусь, как брат к сестре. Надуваем/собираем их и вяжемся за полчаса. Выходим на воду – ветер слабый, идется хорошо, но поначалу Дима и Андрей испытывают с непривычки серьезные проблемы с управляемостью. Пересадка повыше (со дна на гермы) решает часть проблемы, но Ерша мы с Дашей все же берем на буксир, чтобы ускориться.

Идем по воде до самого вечера, в 10 часов доходим до устья реки – погода переменчивая, но теплая – дождь начинается лишь, когда мы уже ставим лагерь. С гор иногда дует горячим ветром. Вечером жжем большой костер под большой корягой и пробуем дикий лук порей. А ночью скачем, чтобы ветром не унесло лодки (ну не все).

22 июля

Встали очень поздно – полярный день играет с нами шутки. Мы с Димой сходили налегке на разведку на весь день, чтобы оценить сложность подъема на плато. Фантазии (как говорит Жора) были прямо зайти наверх. В итоге первые 4 часа мы продирались по карликовой березе под дождем и по болотам до второго левого притока реки – и то не смогли уверенно понять, он ли это. По карте должен быть он, но куда же тогда ушло основное русло? Задача усложнилась тем, что река явно недавно сделала себе новое русло и лес стоит прямо в реке теперь.

Омон-Юрях вообще бурная и достаточно полноводная (кое-где в многометровом каньоне), а наш лагерь, как выяснилось, стоит совсем не в ее устье, а километрах в полутора около маленького ручейка. Видели медвежьи тропы и оленьи рога. Один раз почти приняли большую черную корягу-пень за медведя.

Обратный путь, хоть мы и шли больше по руслу, чтобы не встречаться больше со стлаником занял те же 4,5 часа. Дима на обратном пути чуть не уехал в обрыв вместе с большим предательски неустойчивым камнем. В итоге замокли и позанимались достаточно спортивно.

Подъем с рюкзаками мы оценили в 2,5 дня, хотя и увидели меньшую его часть. В лагере решили, что здесь не пойдем, а попробуем зайти через реку Геологическую, потому что там вернее, а здесь возможно крутовато. До нее (вернее, до реки Бучарама, куда она впадает) 1 день хода по озеру.

23 июля

Поздним утром пересекли Ламу при умеренном волнении и ярком солнце. Это примерно 3 километра и час гребли. В середине озера немного даже барашки, немного тревожно, так как вода – около 7 градусов.

На этот раз все успешно преодолели барьер между фактическими и желаемыми движениями лодок (кто-то подправил технику гребли, кто-то – желания). Затем гребли вдоль берега в обратную сторону (по отношению к позавчерашнему пути). Идем по волнам и ветру. В очередной раз становится понятно, что масштабы расстояний на глаз замеряются плохо с непривычки. Дальняя гора может быть как в 10, так и в 30 километрах. С ориентирами иногда беда. Средняя скорость движения составила около 4 км/час.

Доходим до устья реки Бучарама, по которой поднимемся к Геологической. В устье встречаем группу туристов. Они идут по Бучараме до первого правого притока и туда. Нам же — дальше. Вечером мы с Димой чиним свои ботинки, подкошенные вчерашним вояжем по стланникам – отрываются подошвы.

В ночи за Жорой бегает бешеная лиса, потом за лисой бегают бешеные люди. Видим свежие медвежьи следы.

24 июля

Поздно выходим, так как сушим лодки. Погода второй день подряд намекает нам, что мы на море – солнце, бриз и 20 градусов. Но мы, наконец, уходим от озера-моря Лама, правда зачем-то идем по руслу Хикиканмыгды вместо Бучарамы, а затем дичайшее ломимся через лес и болота, карликовую березу, набирая высоту. В итоге, выходим-таки вниз – урок с предпочтением русла всему остальному усвоен. Несмотря на ежесекундные ледяные броды и профилактику плоскостопия, нагрузка на спину и ноги на порядок меньше, а мошку и комаров подсдувает. Можно достигать скорости около 3 км/ч.

До устья Геологической доходим лишь к самому вечеру. Километраж сегодня не ахти (менее 10 км), но устали. Все-таки первый полноценный пеший ходовой день – надо привыкать к режиму. Стоим прямо на стрелке около старицы с большой прозрачной ямой, но рыбы здесь нет похоже. Пока что находимся в зоне леса и набрали высоты совсем мало, надеемся завтра уже покинуть ее.

Наш незапланированный крюк в начале маршрута привел к тому, что пришлось уже перетрясти резервы. Ситуация такая, что, если завтра зайдем на плато, то к базе с заброской еды на вторую половины мы выйдем, самое раннее на 8-ой день, а скорее на 9-ый. Еды по изначальной раскладке у нас остается на 8 дней. На плато – арктическая пустыня – то есть там поживиться нечем, поэтому прокручиваем в голове варианты с урезанием пайка, условно голодными последними днями и ходьбой под сальбутамолом и стрепсилсом. Сейчас нам пока что все это смешно, но посмотрим, как все пойдет и удастся ли идти по плато 15-20 км в день. Чтобы не оголодать, это очень желательно было бы.

Полярный день – это очень удобно, а еще красиво и странно. Солнце не садится за горизонт. Обгораем за полярным кругом.  Единственная проблема с солнцем, что примерно в 6 утра оно нагревает палатку до печального состояния «а здесь у нас крематорий».

25 июля

Мы на плато! Тупим за ужином, захлебываясь от лишь частично объяснимой эйфории.

Сегодня сначала около 12 км шли по Геологической. Примерно четверть пути – непосредственно по воде через бурное течение, остальное – по галечным отмелям. Периодически кричали медведю, что вот они мы. Это заняло около 7 часов, по истечении которых мы свернули у стенки с диковато здоровенными шестиугольными столбами в верхнюю часть долины, откуда уже видно водопады, падающие с плато и питающие реку. Около стенки – лежит большой снежник с голубой подмытой снизу каемкой. Оттуда снизу траектория финального подъема просматривается, но не очень. Сбегали на разведку и решили пробовать сегодня-таки забраться, так как даже нашли 2 тура – вряд ли они означали «стой, не ходи».

После небольшого вечернего дождя выходим на штурм. Далее – 4,5 часа напряженной сосредоточенной борьбы с высотой – набор около 600 метров. По пути – достаточно возможностей убраться. Рад, что никто ими не воспользовался. Ерш попытался потеряться, но не смог.

В состоянии достаточно полного истощения в 11 часов вечера под лучами солнца последнего полного полярного дня пьем терапевтически коньяк и едим пюре с мясом. Усталость-радость заполняет внутренности и внешности.

Наверху везде снежники, холодновато и пустынно. Впереди около 110 км по плато. Спать!