Viva Cuba: davaite potihonechku и дороги Кубы

Как я уже писал и как видно на карте, наш велосипедный маршрут по Кубе выглядел следующим образом: сначала мы сделали кольцо по северо-западной части Кубы, заехав в провинцию Vinales, потом через новогоднюю Гавану поехали уже на юго-восток через Varadero. Отвиснув на пляжах немного, мы пересекли остров на юг и вдоль южного берега доехали до Cienfuegos. Оттуда перекинулись через тяжелые горы Cierra del Escambray и попали в Тринидад.

Что можно сказать про само передвижение и дороги Кубы? Асфальтированные дороги в среднем очень хороши и в сельской местности. Трафик вне городов очень мал. Причем его составляют в первую очередь не автомобили, а велосипедисты и повозки с лошадями или волами. Автомобилисты объезжают всех остальных участников движения с большим запасом и притормаживая. Двигаться приятно. Теперь детали и в конце немного просто рандомных моментов.

Жара, солнце и ветер

Жары и духоты довольно много, как и солнца. Поэтому правильный выбор для полностью путевого дня — выезжать почти с рассветом, днем отвисать, лежа в тени и питаться, потом ехать почти до заката. Мы так делали несколько раз и были очень довольны.

На солнце все представители бледнолицых, обгорают бы в любом случае, поэтому здесь никаких советов дать не могу, кроме как стараться ехать одетыми (мой вариант с черной одеждой и байковой рубашкой — это был немного мазохизм, конечно, но помог). Второй и третий ходовой дни прошли под знаком Пантенола. Кип взял с собой его много — и был сто раз прав. Кстати, если сравнивать с Чили и Аргентиной, то по ощущениям на Кубе ожоги переносятся легче, так как влажно и нету иссушающего яростного ветра.

Но бывало и так:

Приветствия

В сельской местности, по которой мы ехали большую часть времени, все время встречаешься взглядами с идущими или едущими на велосипедах/повозках кубинцами и со всеми здороваешься. По началу, как дилетант, конечно. Hola, там, buenos dias, и т.д. Но они быстро своим примером показывают, как надо. Мужики просто присвистывают лицо, некоторые женщины используют вариант этого же жеста, но более похожий на воздушный поцелуй. Причем, между собой они на дороге так же здороваются, поэтому это явно норма. Ближе к концу, уже даже любой другой вариант приветствия кажется странным.

Дети почти всегда распознавали в нас иностранцев и кричали bye-bye или good morning. Несколько раз, каким-то макаром наш внешний вид давал понять опытному кубинцу, что мы русские, и нам выдавали что-нибудь по-русски. Однажды, когда мы с Темой только выезжали на Via Blanca на восток из Гаваны услышали в спину что-то вообще странное и лишь через минуту поняли, что это было сильно опортугаленное «давайдеподихонеджгу», в значении «давайте потихонечку».

Вода

Чистая проточная вода, к которой мы так привыкли и в России, и вообще на природе, на Кубе почти нигде (за исключением гор) была нам недоступна. Речки и озера на равнине маленькие и не внушающие доверия (крокодильи). Мы к этому, конечно, были готовы и заранее приготовились просить в домах набирать воду, что и делали каждый день раза по три.

Люди относятся к этому с пониманием и воды не жалеют, набирают из своих бочек, дают из морозилки взамен твоей пустой. Во многих местах они сами получают питьевую воду из водовозок раз в день утром. Круто, когда можешь с ними поговорить о дороге впереди, о том как они живут, и почему собака с курицей спят на столе. В домах можно увидеть много интересного быта: старушек крутящих сигариллы, антикварные радиолы, танцующих на домашнем празднике людей, детей, играющих костью, привязанной к концу веревки.

Помимо воды из домов, абсолютно верное решение — останавливаться у каждой надписи refresco и покупать за 1-2 песо (MN) стакан самодельного напитка. Напитки всегда разные и разнятся от свежевыжатого сока гуавы, до лимонада, разведенного из какого-то пакетика с сахаром. Это всегда мегавкусно — мы выпивали залпом по 2 стакана, меньше не получалось. Местные пьют и по три, но медленно и с чувством. Про быструю еду расскажу позже отдельно.

Ночевка

Поиск хорошего места, чтобы переночевать — было довольно непростое дело. Хорошего — в смысле, тихого, безлюдного, в лесу. Сложностей было две: ранний закат и отсутствие на карте значков, позволяющих что-то понять о населенности места (дома и поля за пределами населенных пунктов нигде не отмечены). Несмотря на них, все ночевки были в итоге в интересных по-своему местах: под мостом, у крокодиловой реки, в мангровых зарослях у океана, на горе над селом и т.д. Все это находилось случайно совсем недалеко от дороги. Неприятным словом могу вспомнить лишь одно место, но там мы с Кипом виноваты сами — потеряли Тему, пробившего колесо, и, соответственно, время на какой-либо поиск — встали в кусту на обочине у канавы.

Конечно, перед выездом образ ночевки в голове был такой, что это все время на песчаном пляже у океана. Значит, развенчиваем мифы. Песчаных пляжей там очень мало, в основном — скала. А приятного, так или иначе, там ночью мало — вылезают толпы крабов и мошки.

Темное время суток длилось по 11 часов, поэтому спали мы до пролежней. По ночам — температура приятная, но спальники на всякий случай нужны — под утро и прохладно бывает.

Разв 2-4 дня мы доезжали до городка, в которых останавливались в касе, где мылись, стирались и спали в кроватях (наименее критичный пункт, конечно).

Крутые места

• Километров 60 до Viñales есть область с сосновыми лесами. Выглядит очень по-домашнему.
  • В 10 км от Viñales (выше него) есть красивейшее огромное озеро, но в нем только ловят рыбу. Мы про это не знали, поэтому купались.
  • Сам Viñales интересен гористым рельефом и немного пещерами, табачными плантациями и вообще всяким интересным сельским хозяйством.
  • Перед въездом в провинцию Matanzas есть очень высокий мост. Он настолько высокий, что все забыли даже, через что он. Там не видно.
  • Километров за 80 до Varadero — есть точка, самая близкая к Калифорнии. Оттуда частенько раньше плавали нелегалы. Там есть огромная прибрежная скала, с которой можно бросится, если не хочешь больше жить. Еще, встав поблизости от нее на ночь, можно пообщаться с пограничниками, которые попросят вас переночевать где-нибудь еще, но потом сдадутся и просто проверят, что у вас нет лодок и есть мобильный телефон.
  • Недалеко от Varadero к востоку есть городок Cardenas — там все движение — очень вычурные повозки. Суперолдскул.
  • Как ехать от Cardenas к южному берегу, есть большие болота и крокодиловая ферма, где их больше 1000.
  • Если кто-то ужаленный захочет-таки как и мы пересечь Cierra del Escambray на велосипеде (наверное, лучше не надо!), то в его середине есть деревня Cuatro Vientos. А дальше мини-парк El Nicho — там красивые пешеходные тропы и озера с водопадами, с которых можно прыгать, что просто невыносимо круто. Эти вишни на торте из пота и боли скрасят путешествие, через горный массив, но ваши ноги все равно запомнят своего палача. Спуски и подъемы там настолько крутые и их так много, что казались нам близкими к пределу преодолимости в принципе. Очень много шли.

Ремонт

Ремонт — похоже, самое простое, с чем можно столкнуться на Кубе. Все старье ремонтируется. В каждом городке есть ponchera — место, где ремонтируют колеса. Если что-то сломалось и починить не получается, просто сядьте с грустным видом около дороги — и, как минимум, соберется консилиум, а, как максимум, вас отведут к брату-свату у которого дома мастерская. Когда я умудрился на спуске с холма, вылетев с дороги, пробить оба колеса и получить на заднем колесе восьмерку, переходящую в девятку, подумал, что все, я приехал. На следующий день, в Viñales  огромный негр мне идеально выправил обод и подтянул спицы на огромном самодельном станке, а также дал запасные болты — все бесплатно и с мегавеселым обсуждением того, какую безнадежную хрень ему приходится исправлять каждый день.

Не все дороги одинаково полезны

Полтора километра за час пешком с велосипедом и рюкзаком на горбу — недалеко от села Harlem.