От Волги до Нидысея, часть 4

23.07 00.50, (берег реки Косью на скале над порогом «Труба» вроде бы)

Сегодня спали больше 12 часов – усталость явно накопилась. Сходили посмотреть, что нас ждет ниже по реке. Осмотр показал, что ближайший километр плыть еще нельзя, как и проводить груженые каты, поэтому придется нести. Потом вроде бы река становится подружелюбнее.

В итоге, завершив обнос грузимся и вяжемся к катам – выплываем около 17.30. Выплываем – громко сказано, ближайшие 2,5 часа все время проводим – идем по дну реки – одна бесконечная мелкая шивера. Только периодически идем на кате промежутками по 10-50 метров. Река Манарага плохо нас встречает. Только к вечеру на реке между шиверами и порогами появляются плесики. Не слезаем все большие расстояния. Над далекой горой Колокольня происходит какой-то ад – застывшие вихри облаков, просвечиваемые солнцем. Берега стали пониже, а река посплавнее.

К 22.00 достигаем слияния Манараги и Косью. Воды становится резко больше. На стрелке видим черную гальку, которой ранее не было. Скорость сразу увеличивается – бодрее в разы. Проходим несколько шивер на полном ходу.  Холодно, но так веселее явно. А затем внезапно проходим два красивейших порога. По правой стороне их зажимает высоченная каменная стена. И во втором пороге (в котором мы позже признаем «Трубу») к этой стене сильный прижим. Две основные ступени порога имеют перепады примерно по метру или более. Вода гремит (раньше просто шумела) и показывает свою силу. Цепляем стену и получаем заряд позитивно-адреналинной энергии. И здесь же над порогом на скале встаем лагерем, потому как уже ночь и холодно все время быть в воде.

Сразу же начинается дождь и продолжается около двух часов. У Кар-Кара и Народной такого не бывало – погода менялась каждые 10-15 минут. Юра ловит в пороге первого хариуса, печет его – вкусная рыба – спорим, есть у нее кости или нет – конечно, есть. Тупо, что с дровами здесь очень туго.

23.07 23.40 (там же, над «Трубой»)

Провели вынужденную дневку на той же скале, где встали вчера. Выяснилось, что после прохождения «Трубы»  у одного из катамаранов пропорот внешний баллон, а из него торчит внутренний. Очень хорошо, что хотя бы он цел, так как его клеить довольно сложно и не хочется. Внешний же можно зашить – он герметичен быть не должен.

Место здесь допустимое – после порога быстрое узкое глубокое течение, которое с нашей скалы видно до дна и отливает незаурядным цветом. Очень прозрачная вода. Очень.

До самого вечера шьемся и клеимся. Я починил свои сплавные кроссовки, которые были в дикое мясо.

Вечером едим рис с сушеным мясом и грибами. Много и внутрь – абсолютно вкусно. Чуть позже выясняется, что Тема чем-то отравился и поджигает ночь (хотя и ел и пил то же, что и все, в тех же дозах). По моей версии это связано с регулярным мытьем тарелки.

Погода весь день балует солнцем и ветром. Мошка начинает снова зверствовать только к ночи. В сотый раз рассматриваем версии умерщвления группы Дятлова – скорее всего, кот.

Кроме того, пролетал Ми-8. Ночью выясняется, что никого он не искал, а забрасывал группу. Ребята ходили к ним пообщаться и набираться опыта. Послушали рассказ о том, как в этих местах было 40 лет назад.

24.07 23.10 (на высоком левом берегу Косью, с другой стороны от горы Манарага)

Начало сегодняшнего сплава было зажигательным донельзя – прошли с ходу четыре длинных бурных участка с перекатами, порожками и всяческим речным дивертисментом. После них река немного успокоилась – несколько раз разбивалась на рукава. В одном из них мы попали в ядреный лесной лабиринт с бурным течением, но не между камней, а между поваленных деревьев – вообще их много – видимо, паводок был бурным, и сильно подмыло берега. Один раз занесло прямо под недоупавшее дерево – успели пригнуться и прогнуться. Ну почти все.

Мошку явно привлекает черный цвет гидрокостюма – думают своими полотура извилинами, что наконец нашли огромный нос медведя, но как бы не так.

Постепенно спускаемся из высоких гор, становится больше леса, хотя берега еще очень высоки и каменисты. Вода – кристалл. Глубина достигает метров 5-7 иногда, цвет голубой, очень прозрачная.

Встаем на высоком левом берегу в идеальном по обзору месте. Вокруг — на 360 градусов вид на горы Манарага, Колокольня Южная и  другие, какие-то далекие, какие-то близкие. У воды следы медвежьи опять. Везде облака сползают из фабрики горной в высокие долины. Свет играет на склонах, очень далеких лесах, дожде. Резкие контрасты на небе и постоянное изменение картины. Можно смотреть как телевизор. Примерно этим и занимаемся.

Отличное место. Здесь можно было бы постоять целый день, если бы не выяснилось, что прошли мы не очень большое расстояние. Впереди еще, как минимум, 100 километров реки Косью. Она быстрая и молодец, но мало ли что. Завтра по-любому плывем. Как только ребята зашьют вновь разошедшийся баллон, так сразу и поплывем.

А сегодня Юра с Кипом наловили хариусов – едим их в ухе и малосольными. Никогда раньше не ел сырую рыбу. Вкусно, что сказать. Остатки завтра должны стать вообще немыслимо хороши, как выясняется.

К ночи заволакивает и льет, облака спускаются на все вокруг. Горы пропадают. Пора спать.

25.07 03.00 (правый берег Косью, непонятно где – похоже, что до Индысея)

Всю ночь, все утро и весь день шел дождь. Горы проявлялись максимум минут на 10, а потом снова окунались в молоко. По этому поводу мы ждали погоды, чтобы собрать лагерь хоть минимально по-сухому, но, как говорится, не проси погоды у оленя. В 19 с чем-то под дождем отплыли-таки в сумерки с целью выйти из гор и дойти до впадения реки Индысей – правого притока Косью.

Река течет, как всегда, быстро. Бесконечные шиверы, постоянно маневрируем, чтобы не садиться на шкуродеры и не врезаться в камни. Вода везде – под, с боков с верху и внутри – дождь даже и близко не думает прекращаться, довольно холодно.

Ближе к ночи видимость падает совсем, а берега резко становятся более скалистыми – шиверы начинают чередоваться  с порогами и порожками, что дает сил, так как, во-первых, весело, а во-вторых, скорость и вообще. Конечно, по такой видимости нормальные люди, как мне кажется, не сплавляются, но мы нормальнее всех, поэтому прем. Кроме того, никаких водопадов со смертельными водоворотами и бочками не ожидается, поэтому это не очень опасно. Мы ведь в шлемах и все такое. Гидрокостюм вообще дает ощущение брони и неуязвимости супермена.

Бурная река среди скалистых берегов –это очень хорошо. Выплываем из гор в тайгу постепенно.

Холодно и мокро – до Индысея, похоже так и не дошли. Кажется, прошли Нидысей. Нидысей – это вам не Индысей. От Волги до Индысея – Россея, моя Россея. Встаем где-то в полпервого в первом попавшемся месте с чисто теоретической возможностью впихнуть палатки. Мошки и комаров – как грязи. Вода с неба им совершенно не мешает. Юра с Кипом сразу же после шиверы ловят 7 крупных хариусов. Жарим их и ложимся спать. Палатка мокрая насквозь, мы тоже – равновесие достигнуто. Обвалакивает мокрый мох – могильного типа ощущения.