От Волги до Нидысея, часть 2

18.07 23.00 (там же)

Круто, когда просыпаешься от того, что слышишь крики: «Мужики, просыпайтесь, у вас все сломалось». Я-то думал это сон так начинается, а оказалось, что день так начинается. Потом уже понял, что палатку нашу гнет мощнейшим ветром, барабанит дождь, а тент, укрывающий наши рюкзаки и дрищ уносит в неизвестном направлении, а привязанные весла этому даже не особо мешают.

Пытаемся с Темой на улице разобраться с источником шума. Это оказываются пермяки, которых мы видели на маршруте вчера – они встали лагерем совсем рядом с нами. Собственно, они смогли найти ровное место, которое мне вчера не далось. Кое-как поправляем тент, мешают дождь и злая мошка. Видим, что одна из стоек нашей палатки поломалась. Затем пытаемся прямо в палатке вскипятить чай и погреть гречку, потому что на улице в такую погоду с горелкой тяжело. Это, в общем, выходит. Чай вскипает, но спасая палатку от мифического огня и «обгорелых запеченных трупов», Юра сшибает кан с горелки и устраивает кипяточный заплыв, который бодрит тело и дух. Особенно Тему хорошо взбодрило.

Озеро Бублик — действительно как Бублик, в центре остров. Отсюда перевал Кар-Кар кажется непроходимым с нашими рюкзаками, но это мы завтра выясним, потому что сегодня идем на гору Народную, высочайшую вершину Урала (1895 м). Некоторые могут попытаться взойти на НАродную, но такой горы здесь нет, это точно. Выходим около 14.30, так как долго чинили сломанную в нескольких местах, но прокипяченную палатку, а также делаем новый чай. Плюс погода поначалу не располагала. Мощный северный ветер где-то над хребтом генерировал черные облака и тучи, перелетающие в наш кар. Иногда из них хреначит дождь. С озера срывает водяную пыль и носило столбами. В итоге, решаем, что лучшей погоды может и не быть, и все равно восхождение займет около 3 часов – все может 100 раз измениться. Нет 95 раз.

Подъем действительно проходит за 3 часа. В процессе Жора, я, Дима и Саша видим большой ледник и многое, что вообще никак нельзя передать словами, потому что таких слов не бывает. Особенно запомнилась финальная часть восхождения – подъем к самой вершине. На крутом каменном склоне-аду мы вошли в быстро летящие облака – видимость упала метров до 10. Пронизывающий холод и темно – вокруг нас дополнительно антураж создают вертикальные и не очень 3-4 метровые камни-шаманы. Совершенно нечеловеческая атмосфера – давайте разделимся! Позже оказывается, что путь, которым мы взошли тянет на категорию 1Б, что бы это ни значило.

С самой вершины видно примерно весь мир, когда облака открывают экран. Слов нет. Кроме того, примечательно, что поднимались мы с юго-восточной стороны, а с северо-западной – вертикальная стена метров на 500-600. И далеко внизу долина Смерти (уютное название). Из нее в каменную трубу надувает на большой скорости воздух и, вылетая на вершину, он моментально становится облаком прямо у нас на глазах, прямо на расстоянии вытянутой руки, прямо вокруг.

На самой вершине стоит тренога и около нее всякие глупые вещи лежат типа меча с щитом, несколько вымпелов и ленты, а также памятные таблички. Виды, мягко говоря, вообще некрасивые. Могу сказать, что мозг точно травмируется от таких вот видов. У некоторых от них появляются стигматы, а еще вещие сны. Мне понадобится реабилитация.

Возвращение занимает те же 3 часа по бесконечному курумнику и немного по леднику. Какой же он крутой и ледяной этот ледник. С него можно очень красиво убиться при желании, прокатившись на славу. Вообще, наша так называемая радиалка прошла под девизом «тотальный контроль двух ног». По-другому в горах ходить нельзя – везде глубокие щели и живые камни. Мозг занят все это время процентов на 90. Первый час-два это интересно и напоминает игру. Потом довольно быстро устаешь и начинаешь не любить камни.

Народную запомню очень надолго. Поход начался насыщенно, то ли еще будет. Не успеваю записывать – в голове горная гора Завтра штурмуем перевал Кар-Кар и выходим в долину реки Манараги.

19.07 3.30 (долина реки Манарага)

Сегодня был очередной день с, мягко говоря, незабываемым горным процессом. План был в том, чтобы перевалиться через перевал Кар-Кар и выйти в долину реки Манараги, по которой ниже по течению можно где-то уже начать сплав. Вес рюкзаков, как показал вчерашний осмотр сверху, не позволял сделать это в одну ходку из-за крутизны перевала. Поэтому устраиваем «челнок» в две ходки.

Первую удалось завершить за 4 часа. Подъем прошел быстро – пришлось немного позаниматься альпинистикой, но без особой сложности и риска. Спуск (более 450 метров) прошел гораздо сложнее, вероятно из-за неправильно выбранного пути – 3 часа по крупному курумнику выматывают и высасывают жизненную силу. Второй кар с другой стороны перевала менее компактный и продолжается ступенчатым плато а потом финальным спуском к истокам Манараги. Несмотря на усталость (а после первой ходки она уже поднакопилась) долина все равно показалась очень живописной и живой.

Надо отметить, что прохождение перевала с рюкзаком и без – это совершенно разные вещи. С рюкзаком ты на 100% напряжен и занят управлением своим телом – распределением давления на ноги и спину, контролем за устойчивостью и скользкостью камней, работой рук, компенсацией парусности рюкзака – эпизодически даже возникает стрем. Свое перемещение по курумнику планируешь на ближайшие три минуты. Нужна постоянная концентрация. Рюкзак довольно сильно ограничивает тебя в движении – снижается допустимый перепад высоты, преодолеваемый одним шагом, а также возможность наклонять тело. В общем, интересно и поучительно.

Возврат обратно к Бублику занял 2 часа. Там нас уже ждал знакомый Саша, все не эвакуирующийся в Инту и имеющий реальные шансы остаться здесь навсегда по Жориным словам. Вещи, за которыми мы вернулись, он принял за аналог перевала Дятлова.

Потупив некоторое время и загрузившись, двинулись в третий раз за сегодня штурмовать перевал. Опять перекинулись в соседний кар, но теперь еще и погрузили свои телеса в каровое озеро (умирающие люди, наверное, чувствуют похожий холод изнутри), что помогло сохранить мясо тела от порчи. Это заняло минут 40 – с вершин и перевала потянуло чернотой и потемнело. Озеро, о котором идет речь, находится на высоте 1000-1100 на плато, о котором я уже писал, и впереди еще оставалась большая половина пути в долину. В момент выхода рубанул сильный снегодождь – переждали его, это нас заторомозило минут еще на 15.

Во время дождя из-за черных туч стемнело так, как никогда еще не темнело – почти что как нормальной ночью в средней полосе (было уже около полночи). Тучи, как оказалось, были совсем не просто так. Примерно в пол первого после того как мы спустились на очередную ступень плато стемнело еще сильнее и очень резко. Со стороны Народной черные тучи опустились прямо на плато – вдалеке показались отблески молний и звуки грома. Мы чисто гипотетически заговорили о том, может ли ударить молния в наши громоотводы – привязанные к рюкзакам части катамаранной рамы и алюминиевые весла. Сошлись на том, что мы не особо заземлены и не самые высокие на плато, поэтому не может. Еще через 15 минут загрохотало уже совсем сильно, тучи почти окутали нас – видимость пропала, ветер стал, по сути, шторомовым. А до спуска в долину мы так и не дошли – идти стало сложновато. Теоретические разговоры о природе молнии переросли в более практическую плоскость. Тут ударил хороший такой штормец. Около 10 секунд нам понадобилось, чтобы в прямом смысле забиться в щели между и под камнями. Стремительность произошедшего иллюстрирует тот факт, что хоть мы и шли рядом, но забились, в итоге, не все вместе и некоторое время не знали кто и где. Вообще, нельзя сказать, что этот маневр был совершенно рационально (хоть и верно и вовремя), скорее из опасения быть пожаренными. Молнии били где-то вокруг, ливень стеной, а мы тремя группами (Саша с Юрой, Кип с Темой, Дима, я и Жора) сидели-лежали в щелях и переживали довольно первобытные ощущения. Даже бравировать не буду – минут 10 было довольно страшно. Как минимум, не по себе.

Когда через 15-20 минут молнии немного отдалились, а ливень ослабился – промокшие насквозь и усталые от трех за 11 часов штурмов Кар-Кара, мы таки спустились в долину, где на автомате поставили лагерь и поели, а потом, как и последние три дня, вырубились, потратив почти все доступные силы.

О сложности занятий в горах чем-нибудь, кроме самого нахождения в горах: это так.