От Волги до Нидысея, часть 1

В июле 2012 года всемером сходили в сердце приполярного Урала по маршруту: верховья р. Балбанъю — г. Народная — перевал Кар-Кар — р. Манарага — р.Косью, где за две недели успели все. По мере возможности я записывал происходящее, а ребята фотографировали.
Карта маршрута вот здесь.

13.07 22:15 (поезд Москва-Лабытнанги)

Теперь сглазить уже невозможно. Что ни говори и не делай, поезд через 34 часа остановится в Инте, а мы окажемся, где и хотели – на Приполярном Урале. Мы – это я, Кип, Тема, Жора, Юра, Саша и Дима. В состоянии яростного безумия мы планируем добраться до озера Малые Балбанты, подняться на гору Народная, перевалить через хребет, спуститься в долину, где находится исток реки Манарага – по ней на катамаранах сплавиться до горы Манарага, дать траверзок на нее, затем продолжить речную вакханалию до впадения Косью и по самой Косью – наконец, обрести нирвану где-то по пути или по результатам. Но это впереди.

А сейчас, по истечении двух часов пути, понятно следующее: рюкзаки получились довольно-таки человеческого размера и массы, поэтому у каждого из нас есть друг на спине. Этакий безногий немой друг. То есть одиночества не ожидается. Кроме того, наша неконтролируемая любовь  к природе сподвигла нас взять на семерых две палатки: двухместную и трехместную. Это очень хорошо, так и должно быть. Знаменитая система 5-7=-2.

Сидим у окна, попиваем коньяк с портвейном. Рядом ребята из Марий Эл едут строить чью-то любовь в Лабытнанги на 3 месяца (это одна смена), а может и больше. Леха в наколках неохотно рассказывает Юре, за что сидел и почему не любит «нерусь», а потом они в ночи кричат друг на друга, чтобы выяснить, кто написал «я московский озорной гуляка»,  Бунин или Есенин. Провал филологического образования.

14.07 23:15 (там же в поезде, но уже где-то после Ухты)

Целый день в поезде. Проехали много километров, Ярославль,  Данилов, Вологду, Вельск, Котлас Узловой и Южный, ближе к вечеру стояли в Микуни, а еще позже — в Ухте. Природа за окном почти не меняется, хотя мы и движемся довольно быстро на северо-восток и приближаемся к 65-ому градусу по широте. Инта – на 66-ом, Северный полярный круг мы в этот раз не пересечем, а будем лишь на полградуса южнее. В поезде первое время было довольно душно, как и всегда летом – но пассажиры открывать окна не хотят, это довольно тупо, ура.

Напротив нас едет забавный полудед – его возраст, в общем, не определен. Едет со строителями из Марий Эл. Забавно, как они, несмотря на свою гопническую манеру, к нему относятся. Замолкают, когда он начинает говорить. Когда он пьяный, заботливо пристегивают ремнями к верхней полке, чтобы не вывалился. В общем, как будто бы всем отец родной. А так, конечно, опасный дядька – возможно, единственный из всех обладает уникальным даром сложить из этикетки пива «Жигулевское» новую этикетку. Попросил у нас одну. Пыхтя, склонившись над столом, в энергичном творческом порыве через пять минут демонстрирует произведение искусства – пиво «Хуевское». Вот спасибо! Браво! Бис! Закончили аплодировать.

Вообще, с попутчиками нам явно повезло. В соседнем плацкартном купе, где только 3 наших мест, едет обычный вроде человек. А вот недавно пришел к нам – оказалось, натрескался в соло-режиме. Долго благодарит за что-то. Причем слова разобрать не получается. Пытаемся понять смысл по интонации – непонятно, то ли сарказм какой-то, то ли искренняя благодарность. То ли кто-то пиво в кровать ему налил, то ли наоборот. Ожидаем возмездия.

Закрывая тему пива (ну нечего в поезде делать!), банка пива Жигули, купленная в Котласе – это произведение искусства.  На ее стенке изображена композиция «Дембельская весна», привлекающая глаз. Через две недели она так и вообще станет неотразимой, потому что красиво изображены девушки, катающиеся на качелях. Решаем, кто понесет ее в горы.

Ну и немного про проводника. Он просто молодец. Не просыхает вторые сутки, валяется по коридорам и популяризирует свою профессию.

Короче говоря, в поезде все-таки грустно. Уже 28 часов прошло – осталось еще 8. Быстрее бы к горам и рекам. Нашли в бесплатном журнале от РЖД гороскоп. Будем в него теперь верить. Ни шагу без гороскопа.

Приближаемся к Инте. Ту-тух-ту-тух. Колеса потише стали стучать.

15.07 23:13 (у подножья горы Старуха-Из)

Утром на подъезде к Инте за окном появились очертания далеких гор и следы северной природы. Переезжаем чистые каменистые ручьи, а также реки Кожим и Косью. Почти до моста через Косью дойдем через две недели поумневшими. Внутренний атакалипсис начинает зашкаливать.

В 7:15 прибыли к цели нашего ж/д пути. Мигом выбросились наружу и за три минуты успели привлечь целое облако мошки. Здравствуй, родная! Жри меня полностью.

Довольно быстро встретились с Геннадием, с которым Жора связывался из Москвы по поводу заброски и оплаты пропуска в национальный парк Югыд-Ва, по которому пролегает фактически весь наш маршрут (в переводи с коми – «чистая вода»).

Урал – машина судного дня, на которой мы доедем до начальной точки маршрута — впечатляет размером и мощностью, ощущением невозможности его остановить. А остановить его, по идее, хотят камни, вода и грязь. Грунтовка поначалу оказалась не так уж и плоха. Но неровная, поэтому качает адово. Мутит почти всех, хорошо хоть вечером не пили и не ели. Похмелье, такая качка и жизнь несовместимы. Ехать предстоит 110 километров. Первое время получается не более 10 км/ч – вокруг низкий лес. Часа через два с половиной из леса выезжаем на каменистые возвышения предгорий, отчетливо видны и приближаются хребты приполярного Урала. Слово «красиво» уже неприменимо – наблюдается нечто большее. Как минимум, дикая перспектива, тень и свет. Еще через час достигаем брода через р.Кожим. Урал проходит его, не заметив – замечаем, что вода очень прозрачна, но, кажется, ее мало. Посмотрим, что будет с Манарагой.

Водитель Александр в свободную минутку рассказывает какие-то стремные истории про блюющих детей и как от надписи «Приполярный» остается лишь «Приполяр».

Дальнейший путь пролегает по левому берегу Кожима, а затем вдоль р. Балбанью. Она течет уже в настоящей горной долине. Справа и слева от нас поднимаются безымянные вершины. Поднимаемся вверх с каждой минутой. Долина очень зеленая – солнце и ветер.

На исходе шестого часа пути проезжаем «базу Желанная». На склоне горы видны какие-то небольшие отвалы. Говорят, что здесь возобновили добычу кварца, но особо не скажешь. Тихо и пусто, хотя домики и не развалены. Это единственное место на маршруте, откуда можно эвакуироваться, если что-то случится. Под нами слева снизу озеро Верхние Балбанты – сверкает и зовет. Еще некоторое время едем по дну ручья – наконец, становятся видны горы Старуха-Из и Старик-Из, которые охраняют вход в одну из долин («Из» – на коми означает «гора»). От Старухи мы начнем наш пеший путь.

В 13.15 покидаем машину и оказываемся около северного конца озера Малые Балбанты, где-то поблизости хорошо бы встать лагерем. В отдалении на его берегу видим несколько балков (очень маленьких домиков оленеводов). На пути к ним замечаем стоящую рядом палатку, ее обитатель сразу же выходит к нам с прямым вопросом: «Ребята, нош-па есть?». Экспресс-диагноз от клявшегося Гиппократу приводит к диагнозу – острый панкреатит, надо ехать в Инту побыстрее. Встаем лагерем поблизости от больного и немного мутного Саши и впервые в походе готовим еду на горелках, потому что вокруг горы и травоягелелишайник, а на нем не поготовишь. Критический момент – защита канов и горелок от ветра. Все кипит минут за 15 – пока рекорд. Совершенно необходимым мероприятием перед следующим походом является, как стало ясно – набить Кипу на лбу татуировку «половник». Не полковник, а именно половник. Ничего, на пятый раз не забудет.

После еды и непродолжительной тупки решаем совершить тренировочное восхождение на Старуху-Из, которая прямо-таки нависает над нами. Мы на высоте 650 метров, а ее вершина – 1350. С нашей стороны – очень гладкий и почти отвесный склон – вершина вся в зубцах, лезть надо, видимо, с какой-то из других сторон. Для нас восхождение заканчивается где-то на высоте 1100, потому что ходьба переходит в лазанье, а камни становятся все более «живые» — и пусть вверх лезется довольно легко, но вниз, кажется, будет спускаться тяжело. Вид на долины и вершины – чумной, то ли еще будет. Решаем поберечь силы для основных восхождений и переходов ближайших дней. Было бы нелепо продолбаться в первый же день. Спускаемся к лагерю где-то к пол 9. Солнце уже заходит за горы, но сегодня ночью все равно будет светло, как и все время ближайшие две недели. Здравствуй, приполярный полярный день.

17.07 7:00 (у озера Бублик под перевалом Кар-Кар)

Сегодняшний день был, мягко говоря, уже вчера и вот только сейчас заканчивается. Начался он около 11 утра – над нами в долине и везде навис дождь. Мимолетное желание вылезать сразу в озеро (опробовано на Кольском) довольно быстро улеглось. Пришлось просто и без изысков собирать лагерь. Дима и Саша, спавшие не в палатке, а в балке с Наташей Королевой говорят, что выспались, несомненно, лучше нас.

Сборы растянулись примерно на два часа. Дождь и очень низкие облака немного деморализовывали, но, в итоге, ориентировочно в 14:00 коллективный мозг сказал «в лямку». Рюкзаки, набитые тушенкой (над количеством которой мы еще посмеемся, да и не только мы), баллонами для катамарана, палатками, прочей едой и еще хрен знает чем, с привязанными частями катамаранной рамы и веслами тянули на вес от 40 до 60 килограмм. Некоторую отдаленную грусть о будущем мы почувствовали сразу же.

На первой же минипереправе минут через 10 хода у Кипа оторвалась лямка рюкзака. Он ее пришил, и мы двинулись дальше. Дождь продолжал радовать своим постоянством. Шли сначала вдоль озера Малые Балбанты, потом вдоль реки Балбанью по ее долине, форсировали болота и маленькие ручьи. В одном из болот огреб веслом от падающего Жоры – хорошо не по бошке. Отсюда мораль – идти надо или ближе, или дальше друг от друга, но не расстоянии падающего с веслом человека! Очень низкая облачность. В какой-то момент, наконец, вверху в глубине показался ледник Балбан (тут просто топонимический гений постарался), а нам как раз к нему и надо было. Чтобы начать подъем, пришлось переправиться через Балабанью, что с рюкзаками оказалось довольно нетривиально – много «живых» и, к тому же, мокрых камней вокруг – довольно весело и в струе. В момент форсирования реки теперь уже у Темы порвалась лямка рюкзака, и он завалился между камнями и секунд 10 зачем-то не двигался и не подавал голоса. Талантливо косил под мертвого. Но обошлось без травм.

С горем пополам переправились, поели супа около ржавого остова вездехода. Для поднятия тонуса пили чай с корнем родиолы розовой, золотым корнем, что, с одной стороны, стыдно, так как она в Красной книге, а, с другой стороны, как же не попить, она же чудодейственная. Дождь к этому моменту решительно кончился и нам оставался лишь подъем вверх.

Я, Кип, Тема и Юра решили дальше идти «челноком», то есть оставить половину вещей, а потом за ними вернуться. Все остальные пошли в полном загрузе. В итоге, к цели дневного маршрута (озеру Бублик под перевалом Кар-Кар) мы добрались, миновав ледник, в 1.30 – хорошо, что светло ночью. Для «челноков» за первой ходкой последовала вторая, которую мы завершил где-то в 5.30-6.00 в довольно-таки сгнившем состоянии. Ходьба с грузом на протяжении всего дня приближает нас к сплаву по реке и нирване. А пока что каждый шаг дается с трудом, и окружающую невозможную штырящую красоту получается наблюдать лишь урывками, потому что все время находишься в гнутой позе и следишь за своими ногами: левой и правой, левой и правой, левой и правой. В целом, за сегодняшний длинный день по горизонтали мы прошли не более 9 километров, но забросились на дополнительные 530 метров – с 600 до 1130 метров. Все очень устали и лежат трупами в палатках. Кто-то даже не храпит, подлец.

Нашу палатку я поставил почти в озере, так как тут везде курумник, а искать где-то ровное место сил особо не было. Если утонем, то, в принципе, пофиг.