Гиперборейское танго, часть 1

В 2011 году в июле с Кипом и Жорой втроем ходили в Ловозерские тундры по маршруту р. Цага — о. Ловозеро — с. Ловозеро. Карта. Я там кое-что записал, а ребята кое-что сфотографировали.

18.07 2:33 (поезд Москва-Мурманск)
В 1.20 выехали из Москвы на поезде Москва-Мурманск, движимом оленями. Нас проводили Юра с Таней и Варя. Кип планирует в чем-то переплюнуть Юру – рыба, вероятно. Жора ждет не дождется встречи с Вольдемаром (легендарным жителем Ловозерья). Я очень хочу увидеть медведей, росомах и пожать им руку (Жора говорит, что правильно: «росомаГи»). Или щуку-утятницу.
В купе с нами едет маленький мальчик, но он уже спит, а мы немного пьем, едим пироги с маком, сделанные жориной мамой. Обсуждаем прошлые походы и то, как не терпится на Цагу.
На улице кромешная тьма, но скоро эта ерунда кончится, и мы попадем в полярный день, который шутит шутки с меланином. До Апатит ехать всего порядка 32 часов – все время на север.

18.07 14:10 (поезд Москва-Мурманск)
Как ни странно, мы все еще в поезде. Скучно и плохо пока что не стало, потому что не жарко и легко дышать. Наши соседки с боковых мест вышли, что жалко, потому что спали они эстетично. Проводница Саша утверждает, что где-то видела Кипа, но, по общему мнению, проводница Яна лучше по всем параметрам.

18.07 19:00 (тот же поезд)
Около часа стояли перед каким-то семафором. Из-за жары было скучно и плохо – пол книги прочитано. Жора почти с нуля сшил себе палатку, а потом зашил в ней вход – говорит «техника безопасности». Кип сопит во сне и напевает какую-то мелодию.

19.07 00.10 (дом на колесах)
Почти сутки в пути. В Медвежьегорске купили копченого судака за 200. Сто раз обсудили, как в Цаге поймаем рыб-монстров, а также рыбу-хохмача, несмотря на то, что он вообще не ловится.
Около часа назад прибился к нам на боковые места мужичок, сильно уставший от водок. Нечленораздельно говорит под нос и по-доброму хихикает. Задремал, пустив гроссмейстерский гахар. Жора отнес его домой, за что получил беззвучную благодарность и мычащее уважение.
Все – ночи больше не будет. Действительно светло – читаем, едим даже не бомжпакеты, а на одну ступень более «алхимическую свадьбу».

19.07 15.10 (река Цага, выше моста)
За последние полдня произошло много всего. Сначала мы ночью пересекли полярный круг – название первой станции после – Африканда, хлопаю основателям. Хотя есть теория, что африкан=бедняк. Часов в пол восьмого проехали Кандалакшу и появились горы и река Умба. Горы на вид большие и величественные. Впечатление усиливается тем, что везде какие-то цветы растут. На самом деле, дух захватывает от размеров и просторов, которые в городе недоступны. В 9 утра доехали до Апатит – выкинули вещи и себя
Потом около 5 часов пути на «буханке» с водителем Владимиром, который думал, что нас семеро. Дорога прошла мимо Кировска и первые километров 15 была асфальтовой, потом свернула в кустолесье и стала грунтовой. Затем сразу превратилась в дикое родео из больших камней, грязе-глиняных волн, гнилых бревен, луж-морей. Не дорога, а такая косичка из колей. Да, очень много камней. Доктор Вестибулярный был бы нами доволен. По пути пересекли реки Умба и Кица, видели вдалеке Панские тундры (горный массив старше даже Хибин и Ловозер) и трех ленивых куропаток, которые стали уходить с дороги, только когда мы приблизились метров на 5. Итого, на 82 километре «дороги», наконец достигли «моста» через Цагу (говорят, в этом году никого сюда еще не забрасывали).
Собрали байды и минут за 10 доплыли до первой стоянки вверх по течению. Вокруг ягель, низкие редкие деревья, остовы микроизбушек геологов и назойливые крупные птицы.

20.07 00.50 (река Цага, выше моста)
Кип сразу же поймал щуку длиной где-то по локоть. Попробовали сигнальную ракету по горизонтали – мощно и ярко. Теоретически, можно поджечь медведя, но мы не будем, ведь он хозяин.
Первая еда ввела нас в состояние эндорфинового транса, и с трудом поклеив байды, мы пошли гулять. Дошли до крутого длинного холма на брегу озера Верхний Цагъявр. Закатное (ага, ну почти) солнце, сильный южный ветер и далекие горы – просто чума раков. Всюду глубочайший мох. Вечером также опробовали пневматику и сошлись во мнении, что надо срочно искать зайца, потому что новая пружина способна пробить, если попасть.
Вообще погода стоит теплая – градусов 15-17. Комаров и мошки к вечеру стало больше, но не смертельно. Солнце хоть и село, но как-то не глубоко, потому что даже в закрытой палатке спокойно можно читать, писать и собирать потерянные монеты, нумизматить.

20.07 21.50 (река Цага, высокий берег в ельнике)
Прошли половину Цаги, встретив до черта швер и перекатов, несколько порогов (часто приходится выпрыгивать из байды и проводить, иначе пропорешься или переврернет). Кип поймал маленькую (до локтя) щучку и хорошего хариуса. Между этими событиями сорвались две реально большие щуки, обе в момент вынимания из воды. Они унесли с собой хорошие блесны (леска, конечно, рвалась). Стебем Кипа про жабры. Счет против реки 3-2. Людей и их следов нет вообще, только вечером случайно встретили геолога Анатолия на живописном острове, который сказал, что в этом году «рыбы в реке нет», хотя у него сушились штук двадцать рыбин, а потом его друг Владимир вывалил сегодняшний улов – килограмм 25 щук и всего остального. Рыбы то есть вообще нет – одно говно.
К вечеру наша с Кипом байда стала сильно набирать воду – потерлись где-то нормально. Приплыли на стоянку мы в воде до второго стрингера – вода внутри почти сравнялась с уровнем за бортом. Стоянка высокая и живописная – вид на низкий противоположный берег и множество холмов, все, конечно – лес, лес, лес. В русле огромные камни.